Как отомстить клиенту

Эта заметка будет полезна тем, кого клиенты часто просят отдать исходники вместе с финальным результатом или вовсе вместо него.

Однажды я при производстве ролика поругался с клиентом. Наше общение началось с фразы «Родион, мы вам полностью доверяем, сделайте как вы это видите», а закончилось «Родион, мы себе представляли иначе, ваше видение нам совершенно не подошло, переделайте».

Типичный проект. Сначала с тобой общается Посредник Икс, который уполномочен сам всё решать, а на финальной стадии внезапно подключается высшее руководство, демонстративно ругается с Посредником Икс, а затем заявляет «работу не примем» устами Посредника Игрек.

Что точно нельзя делать в такой ситуации — бесплатно переделывать что-то, потому что высшее руководство заказчика передумало. Это лишь подкрепит веру клиента-начальника в то, что он ведёт себя правильно, и надо продолжать отжимать подрядчиков за ошибки своих подчинённых.

Посреднику Игрек я ответил, что с ним я проект не вёл, слышу его впервые, решать что-то через него не готов.

Позвонил начальник. «Вы же понимаете, мы рассчитывали на другое...» — дружелюбным тоном, потому что схема «секретарша, позвони, скажи, что мы не заплатим» не сработала. Теперь, когда гражданин Главный Начальник выдохнул и понял, что сложившуюся ситуацию нужно как-то решать, можно было переходить к конструктивному обсуждению.

Через десять минут телефонного разговора в ролике нравилось вообще всё, кроме закадрового текста, который я менять отказался, потому что его уже принял у меня Посредник Икс, назначенный на приёмку у меня ролика. Отыграть позиции, а потом сдаться было бы стратегически неверно.

Чуть-чуть войдя в положение клиента, я согласился отдать исходные материалы, подписав отдельное соглашение, обязующее при публикации перемонтированной версии, согласовывать её со мной, и по первой же просьбе указывать меня и мою команду как авторов материала.

Вроде бы, финал. Клиент просит исходники, я уточняю в каком именно формате отдать. Почему клиент в ответ решил подчеркнуть, что я с работой не справился: «В самом-самом оригинальном, мы отдадим профессионалам, они сделают всё максимально круто».

Если вы уважаете себя и клиента, исходники при договорённости всегда нужно отдавать не в исходном формате, а в том, в каком клиенту с ними будет удобно работать. Они могут быть даже предварительно покрашены.

В этой конкретной ситуации клиент снова придумал покрасоваться, поэтому ровно как он просил, я отдал самые-самые исходные исходники. Они едва влезли на 4-терабайтный диск. Этот диск клиент передал каким-то ребятам, которые должны были сделать «правильную» версию ролика.

А через неделю эти ребята случайно вышли на нас, чтобы спросить, не подскажем ли мы как работать с материалом, который им передал заказчик, а они его впервые видят, и он нигде не открывается.

«Правильной» версии ролика свет так и не увидел, хотя ребятам мы подсказали.

Мстить клиентам — неправильно. Проучить, однако, иногда стоит. Проученный клиент легко возвращается и становится адекватным и удобным в работе, бояться его потерять не стоит, а вот бояться стать мальчиком на побегушках — стоит.

Руководствоваться договорённостями — всегда правильно. Не договаривались — значит не должен. Договаривались — должен.

Поделиться
Отправить
Популярное